Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

Официальный сайт органов местного самоуправления
Кондинского района
Ханты-Мансийского автономного округа - ЮгрыОфициальный сайт органов местного самоуправления Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 
ХМАО — ЮГРЫДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО — ЮГРЫ

Методические рекомендации
Методические рекомендации
 

 

  • 5 способов помочь ребенку адаптироваться к садику (Скачать)
  • Профилактика стресса в период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (Скачать)
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей разных возрастов (Скачать)

Методическое пособие «Раннее выявление малолетних детей, находящихся в социально-опасном положении»

Методическое пособие разработано для специалистов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с малолетними детьми и их родителями, находящимися в социально-опасном положении, включающее в себя диагностический инструментарий, с целью выявления особенностей семейного воспитания, а так же мерах, направленных на защиту прав и законных интересов детей. (Скачать)

 

Буклет "Скоро в школу"

Что такое ФГОС, требования к одежде обучающихся, 10 заповедей папы и мамы будущего первоклассника, меры социальной поддержки и полезные ссылки на интернет-ресурсы. Буклет подготовлен в ДОУ "Родничок" Тверитиной Е.В. (Скачать)

 

Методические рекомендации для образовательных учреждений и родителей по профилактике суицида(скачать)

В целом, суицидальная ситуация в стране крайне неблагополучна и требует принятия экстренных мер по её исправлению. 
Поскольку самоубийства часто совершают дети школьного возраста, учреждения образования являются одним из основных органов системы профилактики, которые обязаны своевременно заметить и помочь ребенку в решении его проблем.
Учитывая вышеизложенное, остроту и важность проблемы обращаем внимание на следующие меры профилактики:
1. Своевременное выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в психологической, социальной помощи. Статьей 14 Федерального закона РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящихся в социально-опасном положении. Однако многие педагоги, заместители директоров образовательных учреждений недооценивают степень важности своевременного выявления детей, нуждающихся в психологической, социальной помощи. Игнорируют следы побоев у детей, пропуски уроков по неуважительным причинам, стремятся избавиться от неуспевающих учеников, проживающих в неблагополучных семьях. Министерство образования России в информационном письме от 26 января 2000 г. №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» указывает, что жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.
2. Оптимизация межличностных отношений в школе. Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).  Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе  уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.
Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.
3. Профилактика школьных конфликтов. Большую роль в данном направлении играют педагоги, классные руководители, социально-психологическая служба  образовательного учреждения.  
Вместе с тем, имеются  случаи формального отношения  выявления причин конфликтов в образовательном учреждении, в том числе между учащимися и преподавателями. Иногда некорректное поведение самих педагогов может спровоцировать неадекватную реакцию учащегося вплоть до суицида.
С целью предупреждения конфликтов в школьной среде активнее внедрять технологии и программы примирительных встреч, организовывать Школьные службы примирения, учить детей разрешать конфликты ситуации, создавать условия для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего.
4. Организация работы с родителями по проблемам профилактики суицида. Необходимо разнообразить формы работы с семьей, используя активные взаимодействия и практическую направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношений, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов,  профилактики  семейных конфликтов .  Необходимо повышение осведомленности родителей о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. 
Важно обратить внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей. Общение классного руководителя с родителями, посещение квартир обучающихся не должно сводиться к простому информированию о неуспехах ребенка в учебе, пропусках школы, большую роль должны играть изучение условий жизни и воспитания в семье, консультирование родителей по выявленным проблемам.
5. Социально-правовое просвещение подростков.Иногда самоубийства среди детей могут быть вызваны совершением правонарушений, незнанием подростками как вести себя в таких случаях (например, при вымогательстве денег, грабеже сотовых телефонов), страхом перед наказанием, лишением свободы. Указанная проблема может быть решена путем правового обучения школьников. 
6. Информирование о службах экстренной психологической помощи детям. Одной из основных задач  образовательных учреждений является информирование школьников о службах, которые помогут каждому, кто, находясь в состоянии стресса или трудной жизненной ситуации, захочет, поделиться своими проблемами. Это в первую очередь, школьные психологи, специалисты телефонной службы доверия:

  • Детского телефона доверия  8 8002000122(круглосуточно) на территории России;
  • Телефон доверия по Кондинскому району 34-888
  • МБУЗ ЦРБ п.Междуреченский  33205
  • ОВД по Кондинскому району35-151
  • КЦ СОН «Фортуна» 32-9-28

 

  • Методические рекомендации по составлению индивидуальной коррекционной программы для детей с задержкой психоречевого развития.

Уважаемые коллеги! Предлагаем для рассмотрения на медико-педагогическом консилиуме в вашей образовательной организации примерный перечень мероприятий для составления краткосрочной программы, направленной на коррекцию эмоционально –волевой сферы, формирования коммуникативных навыков детей с проблемами в развитии, категории не говорящие дети, дети с задержкой речевого и психического развития. Целесообразно  разработать программу  сроком не менее 3 месяцев, по истечении которых подвести итоги эффективности и наметить дальнейшие пути коррекции. Для отслеживания динамики рекомендуем вести специальный журнал.

 

Категории педагогических работников

Направления работы, мероприятия

Цель

Частота занятий Хронометраж

Педагог -психолог

Песочная терапия. Куклотерапия.

Занятия по типу работы с детьми  с аутоподобным поведением.

Развитие ВПФ (внимание, память, мышление), развитие наглядно-действенного мышления, сенсорное развитие, манипуляции с предметом (цвет, форма, величина, размер)

Стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

Релаксация, установление контакта, развитие внимания, тактильных ощущений.

15-20 минут

2-3 раза в неделю

 

Учитель- логопед

Занятия по типу  коррекции сенсомоторной алалии

(логомассаж, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, развитие понимания речи, развитие общих речевых навыков: развитие речевого дыхания, интонации и т.д.)На более поздних этапах учить ребёнка пользоваться побудительной формой общения

 ( дай, помоги, пойдём),научить выражать просьбу одним словом, словосочетанием, предложением.

Установление межличностного контакта, развитие начальных речевых навыков

15-20 минут

не менее 3 раз в неделю

 

Музыкальный руководитель

Сеансы звукотерапии:

слушание музыки, сопряжённое выполнение упражнений в такт  медленной музыки, держась за руки с ребёнком- элементы логоритмики

Установление контакта, развитие внимания, ритмических и слуховых ощущений.

15 минут

не менее 2 раз в неделю

 

Инструктор по  физической культуре

Сопряжённое выполнение

упражнений в игровой форме

Упражнения на развитие общей моторики

 

Установление контакта, развитие внимания, ритмических и тактильных ощущений

15 минут

не менее 2 раз в неделю

 

Воспитатели

Рисование, лепка

Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребёнка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребёнка), рассматривание семейных фотографий.

Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завёрнутой бумаге. Главное- привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (Ой! Ай! УУ!),расположить к речевому подражанию, повторение наряду с лепетными- обычных слов.

 

Самоидентификация ребёнка

Установление межличностного контакта, развитие начальных речевых навыков

Ежедневно

 

 

Содержание

 

Уважаемые коллеги!

 На сегодняшний день в системе школьного образования является актуальной проблема формирования психолого-педагогической готовности учащихся процесса к прохождению государственной (итоговой) аттестации.

Здоровье выпускников школы  – один из важных показателей качественности  школьного образования. Государственные экзамены для выпускников – это один из самых напряженных этапов в учебной деятельности. Предэкзаменационный период всегда характеризуется развитием высокого эмоционального напряжения, которое может привести к ухудшению физического и психологического здоровья детей. Чрезмерный предэкзаменационный стресс сопровождается интенсивной умственной деятельностью, повышенной статической и зрительной нагрузкой, нарушением режима труда и отдыха, отрицательными переживаниями.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая направленность на определенное поведение, ориентирование на целесообразные действия, мобилизация возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ОГЭ и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ.

У школьников, в процессе подготовки и прохождения ОГЭ, ЕГЭ возникают определенные психологические трудности, что впоследствии может негативно повлиять на результаты экзаменов, а значит, и на успешную реализацию профессиональных планов.

Конечно, для  большинства людей экзамены - это стресс. Термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Экзамен, даже для хорошо подготовленного человека - всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости.

В связи с этим, для успешного прохождения ОГЭ, ЕГЭ выпускнику, помимо наличия определенного объема знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как: стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость умственной работоспособности, достаточный объем памяти (зрительной, слуховой), сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения, правильное распределение времени, сохранение  здоровья.

 Таким образом, понимая сложность предэкзаменационного периода у выпускников, авторы данного проекта считают нужной и своевременной разработку «Органайзера выпускника», в котором будут отражены все стороны жизни выпускника, это и научная организация труда, подготовка к экзаменам, система питания в данный период, психологическая самоподготовка, рациональная организация свободного времени и общение с друзьями и близкими. Поля для непосредственного заполнения учащимися - циклограммы, схемы,  графики, расписание - всё это поможет наглядно представить  учащимся содержание  периода подготовки к экзаменам.

        Несмотря на то, что в предэкзаменационный период основная нагрузка ложится на плечи выпускника - нельзя забывать о том, что все остальные участники образовательного процесса также испытывают состояние тревоги и стресса. Педагоги и родители обеспокоены интеллектуальным уровнем подготовленности учащихся, а также результатом экзамена. Поэтому зачастую возникают ситуации проецирования тревожности педагогов и родителей   на самих выпускников, тем самым они подрывают и истощают эмоциональную и психологическую устойчивость еще не сформировавшейся психики  подростка.

Уважаемые педагоги, специалисты отдела психолого-педагогического сопровождения МБУ ЦОФР ОУ Кондинского района предлагают для использования в подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся  «Органайзер выпускника». Выражаем надежду, что данное  методическое пособие окажет действенную поддержку  в плане организации, мотивации  и подготовке учащихся к сдаче государственных экзаменов.

 Желаем успеха!

ОРГАНАЙЗЕР для подготовки к  государственной итоговой аттестации