Управление образования администрации Кондинского района














Две тематические профориентационные лекции в рамках проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» состоялись 19 и 21 апреля.

Лекция 19 апреля была посвящена теме: «Чем занимается специалист по кибербезопасности и как им стать» и проводилась как профориентационная для слушателей – учащихся старших классов школ Югры, которые закончили изучение блока 3 «Основы кибербезопасности» полного курса «Цифровая трансформация на службе граждан».

Лекция прошла в режиме видеоконференции. Всего было организовано 23 точки подключения на образовательной платформе «Сферум». В этот раз к лекции присоединилось 65 слушателей из Ханты-Мансийска, Нягани, Радужного, Покачей, а также из Кондинского и Нижневартовского районов. Они использовали возможность подключиться к лекции лично или из компьютерных классов. Несколько групп слушателей еще изучают материалы блока 1 — «Основы цифровой грамотности» и блока 2 – «Ресурсы и сервисы цифровой экономики» Учебного плана курса «Цифровая трансформация на службе граждан», поэтому третья лекция для них будет доступна в записи, а также будет размещена в личном кабинете тьютора и презентация лектора.

Открыла лекцию и представила лектора Старикова Наталья Александровна, директор Центра IT-компетенций Югорского НИИ информационных технологий. Она сказала, что Константин Бацунов является главным экспертом группы мониторинга и реагирования Управления кибербезопасности Югорского НИИ информационных технологий и имеет профессиональное образование и большой опыт практической работы в сфере кибербезопасности.

Лектор начал свое выступление с того, что отметил направления деятельности специалиста по кибербезопасности, в которые входят: выявление угрозы информационной безопасности и риски потери данных, выработка и внедрение мер противодействия угрозам и решения для защиты от потери информации, обеспечение сохранности и конфиденциальности данных, участие в разработке и внедрении IT-решений.

Далее лектор отметил задачи, которые должен решать специалист по кибербезопасности. Это борьба с киберпреступностью во всех ее проявлениях, разработка превентивных методов борьбы с вредоносным ПО, защита частной информации и интеллектуальной собственности, обеспечение стабильности работы общественно важных информационных систем, защита и предотвращение внешнего вмешательства в инфраструктуру, в том числе энергосети, поиск потенциальных уязвимостей в уже существующих системах, их устранение. Константин Бацунов рассказал, какие знания и навыки для этого необходимы. Он отметил, что в первую очередь нужен высокий уровень навыков программирования, внимательность и аккуратность при работе с кодом, умение находить скрытые и неочевидные источники заражения, а также важно сочетание навыков программирования со знанием физических свойств технических устройств, аналитические навыки, способность просчитывать последствия, возможность оперативной оценки угроз и их источников, умение работать с большими массивами данных, кроме того — понимание принципов проведения кибератак и знание возможных путей защиты от них.

Особое внимание лектор обратил на ключевые компетенции (hard skills) cпециалиста по кибербезопасности и отметил профессии, популярные в сфере кибербезопасности в 2023 году: специалист по информационной безопасности, специалист по пентесту, администратор систем безопасности, аналитик кибербезопасности, специалист по расследованию киберпреступлений и аналитик кода.

Далее Константин Бацунов дал краткое содержание профессиональной деятельности вышеуказанных специалистов. Например, специалист по информационной безопасности (ИБ) строит и внедряет систему защиты в ИТ-инфраструктуру компании или организации, предотвращает и блокирует попытки проникнуть в нее извне. Эта профессия находится на стыке программирования, аналитики, администрирования систем и консалтинга.

«Специалист по тестированию на проникновение (пентестер) тестирует информационные системы, проверяет, насколько они хорошо защищены от взломов и компрометации данных. Он не только выявляет слабые места, но и дает советы по совершенствованию системы защиты данных», — отметил лектор.

Особо Константин Бацунов подчеркнул, что специалистов по расследованию киберпреступлений нанимают для расследования компьютерных или финансовых преступлений. Им приходится искать следы взлома, восстанавливать сценарии кибератак, фиксировать все это и предоставлять заказчику. Такому специалисту важно владеть языками программирования, понимать, как работают средства защиты и каковы схемы работы хакеров.

«А вот аналитик кода должен детально разбирать программный код для выявления уязвимых мест ПО, что необходимо для создания более устойчивых к кибератакам программ. После анализа кода и выявления угроз специалист должен давать рекомендации по защите систем», — сказал в заключении эксперт.

Завершил свое выступление он словами: «Какая бы из профессий вас не заинтересовала, лучший способ ею овладеть – получить высшее техническое образование». Он перечислил высшие учебные заведения страны, в которых можно получить эти профессии.

21 апреля лекцию провел Дмитрий Балаушко, генеральный директор АНО ШКОЛА 21 в г. Сургуте. Он отметил, что Сбер и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры подписали соглашение о развитии стратегического партнёрства в сфере подготовки кадров в области информационных технологий, которое включало в том числе открытие «Школы 21» в Сургуте.

Дмитрий Александрович сказал, что Школа 21 — это один из самых успешных проектов Сбера, который доказал свою эффективность за три года существования. Это возможность бесплатного изучения программирования и получения новых цифровых компетенций высокого уровня как для учеников старших классов, так и для более «возрастных» людей.

В «Школе 21» уникальная методика преподавания, она позволяет довольно быстро освоить профессию программиста за счет использования 4-х принципов. В первую очередь, это – возможность выстроить удобный график, а затем поддержать вовлеченность обучающихся и провести структуризацию знаний, быстро освоить работу в команде, погрузиться в ИТ и сформировать самостоятельность.

Главный метод обучения в «Школе» — равный равному. Он состоит в том, что сегодня ты проверяешь кого-то, а завтра — кто-то проверяет тебя. Роли постоянно меняются. Очень быстро, люди выявляют «центры знаний» по определённым направлениям и часто обращаются к ним.

Лектор подчеркнул, что с первого дня отборочного интенсива участники погружены в практику, они должны активно взаимодействовать между собой, причем, успех прохождения отбора напрямую зависит от качества взаимодействия.

Лекция прошла на образовательной платформе «Сферум» с 22-мя точками подключения и к лекции присоединилось 62 слушателя из Ханты-Мансийска, Нягани, Радужного, Покачей, а также из Кондинского и Нижневартовского районов.

Напомним, что по проекту «Цифровая трансформация на службе граждан» проходят обучение на первом этапе 25 групп слушателей (не менее 250 человек) из муниципальных образований Югры: г.Ханты-Мансийск, Нягань, Покачи, Радужный, а также из пяти поселений Кондинского района и пгт. Излучинск Нижневартовского района.

Справка:

Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе.

Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» (МИП «ИНТЕХ») при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию.














Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   Популярные страницы