Управление образования администрации Кондинского района














Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и поймет сам? На эти вопросы мы ответим словами родоначальника научной педагогики Яна Амоса Каменского (годы жизни 1592-1645). В своей книге «Материнская школа» Я.А. Каменский  предлагает давать детям «экономические понятия», понимание управления домашним хозяйством. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

В 2019-2020 учебном году во исполнение письма Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа от 01.11.2018 № 02-Исх-4191 и решения Координационного совета при Губернаторе ХМАО-Югры от 23 октября 2018 года п.1.8.2. наш детский сад «Сказка» внедрил в ООП МБДОУ детский сад «Сказка» примерную парциальную образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанной Банком России. МБДОУ детский сад «Сказка» внесен в реестр опорных дошкольных образовательных организаций Центральный банком Российской Федерации.

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет оснащена методическими пособиями: сборником методических материалов; сборником демонстрационных материалов и разработана на основе ФГОС ДО.

Цель Программы – помочь детям пяти – семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи Программы:

— понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

труда людей);

—  уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

— осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

— признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,

честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

—  рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

—  применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основные принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

В результате освоения Программы дети:

— адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;

— знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

— знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

— понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

— знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

— знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

— адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

— в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

— любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

— бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

— следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

— с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

— проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

— замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

— объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

— проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

— переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

— сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

— с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Программа «Финансовая грамотность» занимает место в ООП МБДОУ детский сад «Сказка» в части программы, формируемой участниками образовательных отношений и реализуется в старших и подготовительных группах первый год.  Занятия  проводятся 2 раза в месяц, 19 занятий в год — во второй половине дня.

Воспитатели проводят организованную образовательную деятельность в игровой форме, обсуждают  примеры народной мудрости: поговорок, пословиц, сказок, сочиняют  рекламу товаров, решают задачи, рисуют и лепят. Родители — помощники педагогов на практике закрепляют экономические понятия «доходы», «расходы», «бюджет семьи» и др., осуществляют просмотр  и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности.














Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   Популярные страницы