Управление образования администрации Кондинского района














«Формирование первоначальных основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Многие  современные родители  спорят о том, во сколько лет нужно начинать обучать ребёнка читать, писать, учить второй язык и так далее. Но мало кто из них задумывается о том, во сколько лет начинать учить ребёнка финансовой грамотности. Многие считают, что это само появится или жизнь научит, но современная жизнь диктует свои стандарты.  В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Есть исследования, которые подтверждают важность и необходимость знакомства детей с деньгами.  Обстоятельно и разносторонне обсуждал проблему денег А. С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги- это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.

Воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы дать  детям возможность понять истинное их значение, показать место в ряду основных жизненных ценностей. Дошкольникам  необходимо усвоить, откуда берутся деньги. Взрослые должны объяснить детям, что материальный достаток и благосостояние должно быть всегда связано с трудом.Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Ценность представляют только честно заработанные деньги.  Поэтому  освоение финансовой грамотности должно осуществляться на фоне трудового воспитания дошкольников, организации доступного возрасту труда. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Нами,  воспитателями  группы старшего дошкольного возраста, была разработана программа по обучению финансовой грамотности,  рассчитанная на одингод обучения.Цель данной программы: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Изучению детьми  данной программы посвящен 1 час (25 или 30 минут) в месяц  во  второй  половине  дня.
Свою работу по обучению детей финансовой грамотности мы  начали с опроса родителей. Большинство родителей выразили мнение, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, а многие еще и  не думали об этом. На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. С родителями  были проведены  беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада. Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка. В  начале учебного года в группе создали развивающую среду по ознакомлению детей с  финансовой грамотностью: организовали уголки по финансовой грамотности, изготовили пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», разработали  и изготовили настольные дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», «Деньги разных стран». Развивающая среда  помогает каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что способствует умственному и личностному развитию.

Во время обучения  дошкольников познакомили  с такими понятиями, как монеты, банкноты и банковские карты. Дети начали  понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они поняли их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги. Дети  учатся соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получили начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации. Благодаря этому дошкольники учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Совместно с детьми изготовили своими руками пособие Лепбук «Финансовая грамотность»,  а так же к играм «Семейный бюджет», «Супермаркет», «Наши покупки», «Банк».

Организовывали сюжетно  -ролевые игры  экономической направленности: «Сбербанк», «Туристическая фирма», «Супермаркет», «Интернет-магазин «Собственные покупки». А так же игры-драматизации  «Муха-цокотуха», «Буратино», «Два жадных медвежонка» и  др.

Таким образом, финансовая грамотность дошкольников способствует заложению нравственных основ финансовой культуры, воспитанию бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.

                                              Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом —

                                        Приучай его с детства заниматься трудом,

                                           Чем он раньше познает, как хлеб достаётся —

                                      Тем полезней ему будет в жизни потом!..

                                                                               (Народная мудрость)

 

Магомедова Т.В, Овечкина Е.А.

Фотогалерея

[gallery columns="4" ids="9311,9312,9313,9310"]

 














Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   Популярные страницы