Сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Представленный опыт работы реализуется в рамках инновационного проекта «Азбука финансовой грамотности » с воспитанниками МКДОУ детский сад «Солнышко» г.п. Мортка Кондинского района.
Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность опыта
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).
Существует несколько функций сказки:
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях;
- пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
- помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности;
- помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Лукьяновой и других авторов доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
В процессе работы мы определили цель: формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Поставили следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
- Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;
- Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей;
- Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.
Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), вобравшие в себя вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, а также младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.
Реализация второй задачи предполагает создание системы работы со сказкой экономического содержания, нами были определены следующие этапы работы со сказкой:
1 этап – определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
2 этап – дети знакомятся со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
3 этап – дети осваивают «экономическое содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
4 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.
— Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
— Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
— Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
— Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Нами была составлена картотека сказок.
Картотека сказок по формированию у детей старшего дошкольного возраста экономических представлений
Экономические
категории |
Названия сказок | |
Народные | Авторские | |
Потребности и возможности | «Жадная старуха»; Иван-Царевич и Серый Волк»; «Как коза избушку построила»; «Морозко»; «Каша из топора»; «Терем-теремок» «Хаврошечка» | «Телефон» К. И. Чуковский А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» «Жадная старуха» Смоленцова А.А |
Труд | «Так сойдет» ; «Трудовые деньги»; «О том как труд лень победил»; «Краденым сыт не будешь»; «Воловий труд»; «Терешечка»; «Про нужду»; «Мужик и Медведь»; « Бобовое зернышко» | «Федорино горе»
К. Чуковский «Трое из Простоквашино» Э.Успенский «Наши пряли, а ваши спали» Смоленцова А.А
|
Деньги | «Девочка ,которая принесла золото»;
«Как бедняк выиграл имущество богача»; «Деньги делают все»; «Говорящие деньги»; «Клад» «Три поросенка» (английская) «Золотая антилопа» «Али-баба и сорок разбойников» |
«Муха-Цокотуха».
К. И. Чуковский А.Н.Толстой « Золотой ключик или приключение Буратино» Г. -Х. Андерсен «Огниво»
|
Бартер | «Мена»; «Лисичка со скалочкой»; «Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;
«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»; «Гуси – лебеди» «Выгодная сделка»; «Кошелечек» |
«Дудочка и кувшинчик» В.Катаев |
Реклама | «Лиса и козел»; «Сказка о молодильных яблоках»;
«Дятел и лиса»; «Два мороза»; «Колобок»; «О щуке зубастой» |
«Кот в сапогах»
Ш.Пьеро «Новое платье короля» Г. -Х. Андерсен |
Купля-продажа:
|
«Мальчик с пальчик»; «Чудесный мешочек»;
«Чудесная рубашка»; «Сынок-с-кулачок»; «Как кот ходил с лисом сапоги покупать»; «Как барин овцу купил» «Хитрая наука» |
«Как старик корову продавал» С. Михалков
Книга Т.Смирновой «Белка и компания» (сказка « Как Миша из покупателя превратился в продавца ») С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Смоленцева А.А «Как баран овцу купил» |
В старшей группе нами были введены такие элементарные экономические категории, как потребности, труд, товар, экономика, ремесло, деньги, выгода, убыток. В подготовительной группе происходило обобщение и систематизация знаний детей по известным категориям и введение новых: бартер, реклама, бизнес, капитал. В процессе формирования у дошкольников экономически представлений нами были использованы следующие методы, приемы и формы. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.
Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развило логику, самостоятельность и нестандартное мышление.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям. Творческие задания побудили детей к сочинению сказок экономического содержания.
Игры-драматизации дали возможность стать на позицию персонажа, проникнуть проникнуться его эмоциями, воспитывали интерес к экономическому миру, развивали внимание, мышление, воображение.
Работа с экономическим словарем оказала незаменимую помощь в концентрации внимания дошкольников, сформировала словарь детей, дала объяснения многим непонятным экономическим явлениям.
В процессе работы мы инициировали у детей умение нестандартно воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.
Большое значение имеет предметно – развивающая среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия; частый гость у детей – кукла Гном Эконом. Оформлена экономическая карта «бизнес леса», по которой дети с интересом путешествуют. Создана библиотечка «гнома Эконома», где помещены сказки с содержанием на экономические темы. Разработана экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома», занимательный материал, тематические альбомы: «потребности человека», «герои сказок».
Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Нами были определены направления проведены и формы работы с семьёй:
— Социологический опрос «Значимость финансовой грамотности дошкольников»;
— информирование родителей о задачах и содержании работы по
формированию экономических представлений (консультации «Основы финансовой грамотности дошкольников» , памятки «Учите ребенка считать деньги» , была создана рубрика «Юный экономист», рекомендации и др.).
— участие семей в развлечениях, конкурсах обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых в общих делах (Викторины «В гостях у сказки», игра-квест «Страна Экономика»)
-создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
-привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.
Таким образом работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.
Подготовила старший воспитатель Шаврина Р.В.