Управление образования администрации Кондинского района














9 ноября состоялась очередная, уже четвертая по счету лекция из цикла тематических лекций, организованная АНО «Центр технологий электронной демократии» в рамках проекта «Цифровая трансформация на службе граждан». Она была посвящена проблемам и применению искусственного интеллекта.

Лекция прошла в режиме видеоконференции. АНО «ЦТЭД» были организованы 58 точек подключения, которыми воспользовались около 160 человек из муниципальных образований Югры: Ханты-Мансийска, Нягани, Покачей, Радужного, а также из пяти поселений Кондинского района.

Лекцию «Искусственный интеллект на службе граждан» прочитал ведущий отечественный специалист по данной проблеме, доктор технических наук, руководитель Департамента искусственного интеллекта Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники Александр Райков.

Представляя лектора, исполнительный директор АНО ЦТЭД Наталья Маслова особо отметила его давние связи с Ханты-Мансийским автономным округом.

«Александр Николаевич принимал активное участие в процессах цифровизации системы государственного управления уже с начала 2000-ых годов. С его помощью мы первыми из регионов России создали Ситуационный центр региона для оперативного построения и «проигрывания» кризисных сценариев и быстрой оценки проблемной ситуации. Уже тогда Александр Николаевич занимался разработкой методов обработки больших объемов знаний и информации, а сейчас продолжает эту работу в сфере искусственного интеллекта, в том числе в сотрудничестве с Национальным суперкомпьютерным центром в китайской провинции Цзинань. Мы очень рады, что у наших слушателей есть возможность узнать о развитии искусственного интеллекта от эксперта, который находится на самом переднем крае этого развития», — сказала Наталья Маслова.

Александр Райков подробно рассказал участникам проекта «Цифровая трансформация на службе граждан» о том, как формировалась концепция искусственного интеллекта (ИИ), об основных направлениях его применения и о проблемах, связанных с развитием современных интеллектуальных систем.

«В России с 2019 года реализуется Национальная стратегия развития искусственного интеллекта, рассчитанная до 2030 года. Искусственный интеллект определяется в Стратегии как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма. Важнейшее слово здесь – «имитировать». Искусственный интеллект работает на других принципах, чем человеческий мозг. Сильно упрощая, можно сказать, что это компьютерные программы, умеющие с невероятной для человеческого мозга скоростью перебирать предварительно размеченный набор данных, и в процессе выявлять неявные закономерности и самообучаться. Это означает, что искусственный интеллект решает задачи в ограниченном диапазоне и не может находить решение широкого круга задач (исследователи называют это «сверхспециализацией»). При этом, по сути, это черный ящик, и никто не знает точно, как работают такие программы-нейросети и почему они выдают определенный результат. Это называется «проблемой черного ящика». Получается, что чем сложнее нейросеть, тем труднее создателю искусственного интеллекта проследить логическую цепочку, по которой вводные данные движутся через миллионы нейронов к выводам, так что выводы становятся необъяснимыми.  Проблема эта очень серьезная, и сейчас специалисты активно занимаются ее решением», — рассказал Александр Райков. Отдельно он остановился на проблеме «сильного искусственного интеллекта», способного, как и человеческий мозг, решать широкий диапазон задач и объяснил, почему пока сильный ИИ существует только в воображении футурологов и писателей-фантастов.

Затем Александр Райков на конкретных примерах рассмотрел применение искусственного интеллекта в различных сферах жизни общества. Например, применение ИИ для распознавания опухолей в онкологии обеспечивает повышенную точность анализа и одновременно снижает нагрузку на врачей, позволяя им больше времени уделять лечению пациента. Использование ИИ в промышленном управлении позволяет оценивать характер взаимодействия человека и машины, контролировать правильность позиции и движения работника, тем самым предотвращая производственные риски. Александр Райков также привел яркие и наглядные примеры использования ИИ для решения бытовых задач. Так, чтобы заплатить за обед в оборудованном ИИ заведении, достаточно поставить поднос на стол, и система сама определит состав блюд и их цену.

«Но эти же примеры показывают, что искусственный интеллект даже в своей слабой форме порождает целый комплекс этических проблем, связанных с цифровым контролем за поведением людей. Ясно, что он должен быть 100% безопасным для людей и не противоречить общечеловеческим нормам и ценностям, и его разработчики и пользователи должны нести персональную ответственность в случае ущерба. Однако вопрос о том, как реализовать эти принципы, остается остро дискуссионным. Без учета социально-гуманитарного фактора развивать ИИ нельзя!» — подчеркнул Александр Райков в заключение лекции.

Лекция вызвала большой интерес слушателей, которые по ее окончании задали эксперту целый ряд вопросов.

Справка:
Проект «Цифровая трансформация на службе граждан» направлен на обучение граждан цифровым компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе.
Проект организует АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента информационных технологий и цифрового развития и Департамента образования и науки Югры.
Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» при Нижневартовском государственном университете, имеющее образовательную лицензию.
Проект реализуется за счет средств гранта губернатора Югры.














Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   Популярные страницы