Управление образования администрации Кондинского района














Функциональная грамотность обучающихся

Все чаще из различных источников информации мы слышим словосочетание «функциональная грамотность»… Что это такое? Для чего это нужно?

Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.

В то время функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Основой функциональной грамотности 60 лет назад считали владение на базовом уровне навыками чтения и письма, возможность решения стандартных стереотипных задач, направленных на решение бытовых проблем. И применялся этот термин в отношении взрослого населения в тех странах, в которых еще не была решена проблема по обеспечению равного доступа к образованию для всех граждан.

В настоящее время многие развитые страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И в центр внимания постепенно перемещается именно функциональная грамотность.

«Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности», – рассказала руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАН Галина Ковалева на онлайн-конференции по функциональной грамотности, организованной командой «Яндекс.Учебник».

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основные формы функциональной грамотности –

  • грамотность в чтении и письме
  • грамотность в естественных науках
  • математическая грамотность
  • финансовая грамотность
  • глобальные компетенции (способность обучающихся контактировать с окружающим миром)
  • креативное мышление.

Также еще можно выделить: компьютерную грамотность,

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так для системы образования особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

[свернуть]
Нормативные документы

  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № ТС-2176/04 от 12.09.2019г. «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности» (посмотреть/скачать)
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № ТВ-94/04 от 26.01.2021г. «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (посмотреть/скачать)
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № 03-1526 от 17.09.2021г. «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» (посмотреть/скачать)
  • Письмо ФГАУ «ФИЦТО» № 01-03-677/2028 от 01.12.2021г. (посмотреть/скачать)
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № 03-1510 от 14.09.2021г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (посмотреть/скачать)
  • Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (посмотреть/скачать)
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-581/03 от 15.09.2021г. «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации» (посмотреть/скачать)
  • Электронный банк заданий (руководство пользователя), Российская электронная школа (посмотреть/скачать)
  • Электронный банк учебных заданий (руководство пользователя), Просвещение (посмотреть/скачать)
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 10-П-1233 от 16.09.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кондинского района на 2021-2022 учебный год» (посмотреть/скачать)
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 10-П-1244 от 20.09.2021 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дородная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2021-2022 учебный год» (посмотреть/скачать)
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 10-П-1814 от 20.12.2021 «О внесении изменения в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2021 года №10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
    на 2021-2022 учебный год» (посмотреть/скачать)

[свернуть]
"Дорожная карта" по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кондинского района на 2021-2022 учебный год

Районная проблемно-творческая группа педагогов (РПТГ)

Приказ об организации работы РПТГ педагогов Кондинского района №648 от 07.12.2021г.

Методическая поддержка педагогов

[свернуть]
Методические разработки

  • Приказ управления образования администрации Кондинского района № 135 от 15.03.2022г. «О проведении конкурса методических разработок по формированию функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности» (посмотреть/скачать)
  • Приказ управления образования администрации Кондинского района № 252 от 06.05.2022г. «Об итогах конкурса методических разработок по формированию функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности» (посмотреть/скачать)

С.Е.Замятина, М.В.Яскевич «Лучшая методическая разработка урока» (посмотреть)

И.В.Бальчус «Методическая разработка занятия внеурочной деятельности» (посмотреть)

С.Н.Лаврентьева «Внеклассное занятие по предмету финансовая грамотность «Своя игра» (посмотреть)

Т.В.Магомедова «Нефть — богатство нашего края» (непосредственно образовательная деятельность по формированию основ естественнонаучной функциональной грамотности у дошкольников» (посмотреть)

Л.П.Третьяк, В.А.Шуклина «Правописание суффиксов -чик, -щик» в номинации «Лучшая методическая разработка урока» (посмотреть)

Т.Ю.Чумакова «Магический пластик» (занятие внеурочной деятельности в 6 классе) (посмотреть)

[свернуть]

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   Популярные страницы